+7 499 271-78-08

ГК Рустехэксперт

17 Мая 2016

Анализ приказов Минприроды №536 и №541

Одна из актуальных проблем в области обращения с отходами - паспортизация отходов. Зачастую в этой сфере возникает большое количество вопросов, разобраться в которых сходу довольно сложно. В конце 2015 года в Министерстве юстиции было зарегистрировано два документа, которые должны упорядочить работу в сфере паспортизации отходов. Это приказ Минприроды России от 4 декабря 2014 года № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» и приказ Минприроды России от 5 декабря 2014 года № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности».

Чтобы в дальнейшем не возникало путаницы, для начала следует обратиться к требованиям Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правил проведения паспортизации отходов Федеральный закон № 89-ФЗ) и Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности.

Статья 14 закона «Об отходах производства и потребления», с 1 января 2016 года, гласит: «Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Из этого следует, что изменилось не только название статьи, но и область ее применения. До 1 января 2016 года эти нормы применялись к отходам I-IV классов опасности, а теперь - к отходам I-V классов опасности. При этом, как сказано в ч. 2 ст. 14 указанного закона – подтверждение отнесения отходов, включенных в ФККО к конкретному классу опасности, не требуется.

Приказ №541

Порядок же отнесения отходов к I-IV классам опасности и устанавливается приказом Минприроды №541. Согласно этому приказу, класс опасности вида отходов определяется его химическим и/или компонентным составом, и устанавливается:

  • на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах;

  • при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, — на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России.

На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты подтверждают отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования. В случае отсутствия сведений о химическом (компонентном) составе, состав вида отходов устанавливается с помощью количественных химических анализов. Приказ допускает использование обоих видов отнесения для определения состава вида отходов.

При установлении класса опасности отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных отходов, осуществляется сопоставление классификационных признаков отхода с признаками отходов, включенных в ФККО и БДО. При этом, отход может быть признан соответствующим аналогичному, включенному в ФККО и БДО при условии совпадения трех классификационных признаков:

  • происхождению отходов по исходному сырью, принадлежности к определенному производству, технологическому процессу;

  • химическому и/или компонентному составу;

  • агрегатному состоянию и физической форме.

Здесь, однако, заключается сложность, так как далеко не все отходы, включенные в ФККО есть в БДО. Таким образом, соотнести химический и/или компонентный состав отхода можно далеко не во всех случаях.

Приказ №536

Отнесение отходов к конкретному классу опасности проводится на основании критериев, утвержденных приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 года №536. На основании этих критериев, отнесение отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:

  • степень опасности отхода для окружающей среды;

  • кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой отсутствует негативное воздействие на гидробионты.

Первый способ основан на принципе расчета класса опасности, приведенном в приказе Минприроды России от 15 июня 2001 года №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», и хорошо знаком природопользователям. Однако, в этом случае необходимо учитывать, что ряд показателей для наиболее распространенных компонентов отходов, приведенных в приложении №4 приказа №536, отличается от аналогичных показателей, указанных в приказе №511.

Второй способ установления класса опасности отхода – определения кратности водной вытяжки из отхода, - основан на биотестировании водной вытяжки из отходов. На основании вредного воздействия на гидробионты и определяется класс опасности. При необходимости отнесения отхода к V классу опасности одновременно используются оба способа.

Раздел VII приказа №536 описывает порядок установления класса опасности отхода: при установлении класса опасности отхода для окружающей среды применяется «Критерий 1», при использовании метода кратности разведения водной вытяжки из отхода используется «Критерий 2».

Необходимо отметить, что для ряда групп отходов применяется Критерий 2. К ним относятся:

  • Отходы, представленные золами, шлаками и золошлаковыми смесями от сжигания углей;

  • Отходы добычи и обогащения угля;

  • Отходы, водная вытяжка из которых характеризуется повышенным солесодержанием.

Выводы

Исходя из анализа текста приказов №536 и 541, можно сделать вывод, что процедура паспортизации отходов существенно упростилась:

  • Для видов отходов, включенных в ФККО и БДО необходимо определить химический и/или компонентный состав, соотнести его с данными, внесенными в ФККО и БДО, составить паспорта отходов (для отходов I–IV классов опасности)  и в уведомительном порядке направить их копии в территориальный орган Росприроднадзора.

  • Для видов отходов, включенных в ФККО, но отсутствующих в БДО, необходимо определить химический и/или компонентный состав, провести расчет класса опасности в соответствии с критериями отнесения к классу опасности (при этом подтверждать отнесение отходов к классу опасности не требуется), и направить копии паспортов в территориальный орган Росприроднадзора.

  • Для видов отходов, не включенных в ФККО, следует определить химический и/или компонентный состав, провести расчет класса опасности, направить в территориальный орган Росприроднадзора материалы для подтверждения отнесения видов отходов к классу опасности и дождаться уведомления о включении видов отходов в ФККО и БДО*.

*Здесь следует отметить, что порядок отнесения отходов к конкретному классу опасности разработан для отходов I-IV классов опасности. Таким образом, не совсем понятно какие действия должно совершать предприятия, которое отнесло свой отход к пятому классу согласно Критериев и не нашло данный отход в ФККО. Согласно Порядка, на отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования для их включения в ФККО, но Порядок разработан для отходов I-IV классов опасности и порядок действий с V классом не регламентирует.

На сегодняшний день, Минприроды России подготовило проект Порядка подтверждения отнесения отходов I—V классов опасности к конкретному классу опасности, которым установлен перечень документов, направляемых организациями и ИП в Росприроднадзор для подтверждения отнесения не только отходов I-IV классов опасности, но и отходов V класса опасности к конкретным классам опасности.

Проект приказа прилагается.

Предлагаем Вам блок-схему существующего поэтапного порядка работ по отнесению отходов к конкретному классу опасности: схема

В заключение хочется отметить, что отношение различных территориальных органов Росприроднадзора к требованиям Приказа № 541 может быть диаметрально противоположным (есть вероятность, что в некоторых регионах могут потребоваться расчеты класса опасности для всех образуемых у хозяйствующего субъекта отходов).

Также нужно иметь в виду, что существуют отходы, включенные в ФККО и имеющие среднестатистический компонентный состав в БДО который невозможно подтвердить ни химическим анализом (ввиду отсутствия методик), ни на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах и проектной документации. Примером таких отходов может служить отход «золосажевые отложения при очистке оборудования ТЭС, ТЭЦ, котельных малоопасные», имеющий состав по БДО – сажа – 40-50%. Методики определения аморфного углерода в отходах не существует, а технической документации на золосажевые отложения не выпускают. Класс опасности данного отхода, согласно пункта 16 Критериев, необходимо устанавливать применяя Критерий 2 (кратность разведения водной вытяжки из отхода), но как соотносить классификационный признак (компонентный/химический состав) таких отходов с имеющимися в БДО на сегодняшний день остается вопросом для природопользователей.

Наша компания постоянно следит за изменениями в природоохранном законодательстве. Мы будем регулярно информировать Вас о наиболее интересных новшествах, и публиковать разъяснения тех или иных законодательных актов.

Пожалуйста заполните обязательные поля.
Ошибка отправки формы. Попробуйте еще раз.
Спасибо, ждите звонка.
Loading