+7 499 271-78-08

ГК Рустехэксперт

26 Июля 2016

Утверждены правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

05 июля 2016 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 г. №572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», вместе с которым автоматически вступил в силу приказ Минприроды России от 23.12.2015 г. №554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействия на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающий негативное влияние на окружающую среду, в том числе в форме документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Это постановление вышло в общем русле усиления контрольных функций надзорных органов в части охраны окружающей среды и повышении прозрачности общей информации о состоянии окружающей среды. Реализацию полномочий, предусмотренных постановлением, предполагается передать Росприроднадзору.

В реестр будут включены сведения об всех без исключения объектах, на которых осуществляется хозяйственная или иная деятельность юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями, расположенных на территории России, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В реестр будет входить не только общеправовые данные – наименование, сведения о месте нахождения объекта и сведения о виде хозяйственной деятельности. Помимо этого, в реестре будет указана следующая информация:

  • Сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы (соответствующий закон сейчас находится в разработке);

  • Сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих выбросов с указанием их географических координат;

  • Сведения об уровне и (или) объеме, или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

  • Сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

  • Сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;

  • Сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

  • Сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;

  • Сведения о программе производственного экологического контроля;

  • Сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

  • Информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;

  • Информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;

  • Сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;

  • Информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект;

  • Сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;

  • Сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

  • Сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат.

Структурно реестр будет состоять из двух частей: федерального государственного реестра и региональных государственных реестров. В первый будут входить объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору в соответствии со ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды», а во второй – объекты, подлежащие региональному государственному экологическому надзору. Ведение федерального реестра будет осуществляться Росприоднадзором, а региональных – органами государственной власти по месту нахождения объектов.

Основанием для внесения в реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии форме. В случае, если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом Росприроднадзора установлено, что объект подлежит внесению в региональный реестр, заявка перенаправляется в соответствующий орган исполнительной власти в течение пяти рабочих дней. Такая же ситуация повторяется, если из документов следует, что объект должен быть внесен в федеральный реестр.

Объект может быть отнесен к I, II, III и IV категории, согласно критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. №1029. В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не предоставляет информацию для внесения в реестры, органы Росприроднадзора или местные органы исполнительной власти вправе затребовать такую информацию.

Срок, в который необходимо представить сведения для постановки объекта на учет, определен ч.3 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельный законодательные акты Российской Федерации» и этот срок - 31 декабря 2016 г.

В случае непредставления, либо несвоевременного представления требуемой информации, организация будет нести ответственность в соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ, штраф по которой составляет от 30 до 100 тысяч рублей для юридических лиц. Причем стоит отметить, что индивидуальные предприниматели будут нести ответственность, равную ответственности юридических лиц.

Имеется весьма высокая доля вероятности того, что срок постановки объектов на учет будет продлен на год, однако на данный момент обсуждения отмены штрафа за несвоевременную подачу сведений не ведется.