+7 499 271-78-08

ГК Рустехэксперт

01 Марта 2016

Проект системы проверки компетенций эксперта в области промышленной безопасности

4 февраля комитет по экономической политике Совета Федерации провел парламентские слушания на тему «Актуальные проблемы правового регулирования проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах Российской Федерации».

Участники парламентских слушаний, обсудив правоприменительную практику Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части регулирования деятельности по проведению ЭПБ отметили, в различных экспертных организациях России работает около 7,5 тысяч экспертов, готовящих ежегодно около 350 тысяч заключений, и что правовое регулирование данной отрасли претерпело в последние годы значительные изменения. Вместе с тем, изменение действующих законов и подзаконных актов и принятие новых, по большому счету, не привело к уменьшению количества некомпетентных и непрофессиональных «экспертов». Многие из них не обладают ни необходимыми знаниями, ни опытом, и, зачастую, даже не проводят самой экспертизы.

Это замечание справедливо – проблема компетенции экспертов стоит довольно остро, и для ее решения принят ряд мер законодательного характера (в частности, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по аттестации экспертов, утвержденный приказом Ростехнадзора от 26 октября 2015 года №430).

По итогам парламентских слушаний, утверждены рекомендации, на которых нет смысла подробно останавливаться. Все они сводятся к предложениям по усовершенствованию действующей системы аттестации экспертов.

Однако для повышения качества системы аттестации нужна не ее корректировка, а качественное изменение.

ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ПРОВЕРКИ КОМПЕТЕНЦИИ  ЭКСПЕРТОВ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Цель проекта: создание системы независимой оценки компетентности экспертов в области промышленной безопасности.

Общие положения

Суть проекта:

Создание электронной площадки оценки компетенции экспертов в области промышленной безопасности на базе реестра регистрации экспертиз промышленной безопасности. 

Создание единой системы ведения реестра регистрации экспертиз промышленной безопасности (далее - ЭПБ). ЭПБ регистрируется с помощью 2-ух электронных подписей:

  • руководитель экспертной организации;

  • эксперт (руководитель экспертной группы в случае работы группы экспертов)

Создание единого реестра экспертов в области промышленной безопасности (далее -  РЭ). Электронная регистрация экспертов с получением ключей доступа к регистрации ЭПБ и право доступа к оценке качества работы коллег-экспертов

Создание апелляционной комиссии из числа независимых экспертов (финансирование работы комиссии осуществляется за счет компенсационных взносов экспертов).

Порядок работы системы

Электронная регистрация ЭПБ производится экспертной организацией в системе электронной регистрации ЭПБ Ростехнадзора. Аналогичная система успешно работает в Росаккредитации – в специальном реестре осуществляется регистрация сертификатов соответствия технических регламентов Таможенного союза. Для повышения статуса и какой-то независимости экспертов предлагается подтверждение (визирование) экспертом выполненной ЭПБ посредством электронной подписи. Для оценки компетенции работы эксперта члены экспертного сообщества имеют доступ к необходимому комплекту документов зарегистрированной ЭПБ с обязательной письменной оценкой качества выполненной ЭПБ и компетенции эксперта выполнявшего ЭПБ. Количество положительных и отрицательных отзывов позволит определить компетенцию и рейтинг эксперта. Критерием компетенции эксперта может быть следующее суммарное количество положительных отзывов:

1        уровень (класс) – 75 и более %

2        уровень (класс) -  60 и более %

3        уровень (класс) -  50 и более %

В случае снижения уровня менее 50% эксперт лишается права электронного подтверждения регистрации ЭПБ до решения апелляционной комиссии, или на 6 месяцев с последующей регистрацией и увеличением компенсационного взноса на 100 %. В случае принятия решения апелляционной комиссии в пользу эксперта - оплата работы комиссии производится за счет компенсационного фонда «проигравшего» оппонента. Восстановление израсходованных средств компенсационного  фонда производится проигравшей стороной в течение 10 банковских дней.

Компенсационный взнос эксперта – 100 000 руб. предназначен исключительно на работу АК по конкретному рассмотрению материалов.

Выводы

Такая система позволит ввести эффективную систему оценки компетентности экспертов на практике – если результаты работы эксперта не признаются сообществом и заказчиками ЭПБ, эксперт несет репутационную и материальную ответственность. Таким образом, некомпетентный или недобросовестный эксперт быстро лишится возможности проводить экспертизы, и, либо начнет работать хорошо, либо переквалифицируется. С другой стороны, у заказчиков ЭПБ появится возможность выбирать по-настоящему качественных экспертов, руководствуясь мнением и отзывами профессионального сообщества.

Кроме того, ведение РЭ в электронном и общедоступном виде позволит надзорным органам и заинтересованным организациям снизить нагрузку сотрудников на выполнение регистрационных действий, оперативно отслеживать ситуацию с проведенными экспертизами. Работа аттестационной комиссии, финансируемой за счет компенсационных взносов экспертов, значительно снизит нагрузку на бюджет, не будет требовать участия представителей аттестационной комиссии Ростехнадзора.

Только кардинальное изменение системы аттестации экспертов в сторону большей прозрачности и повышения контроля профессионального сообщества позволит решить проблему некомпетентности экспертов. Любые другие меры, в том числе, и предложенные в ходе упомянутых парламентских слушаний, приведут только к бесполезной трате средств,  времени и увеличению коррупции.

Удостоверять компетентность эксперта необходимо практическими делами, а не путем выдачи-продажи «корочек» с периодичностью 5 лет. 

Пожалуйста заполните обязательные поля.
Ошибка отправки формы. Попробуйте еще раз.
Спасибо, ждите звонка.
Loading