+7 499 271-78-08

ГК Рустехэксперт

09 Октября 2014

Новые правила регистрации опасных производственных объектов

В ближайшее время изменятся правила регистрации опасных производственных объектов – проект соответствующего приказа размещен на Федеральном портале проектов нормативных актов. Планируется, что новый приказ вступит в силу в ноябре 2016 года.

Причиной разработки уточненной версии приказа Ростехнадзора «Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» стали изменения правил регистрации. До декабря 2015 года регистрация опасных производственных объектов проводилась в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства РФ №1371 от 24 ноября 1998 года. 24 декабря 2015 года в это постановление был внесен ряд изменений.

В первую очередь, новая редакция правил регистрации ОПО уточняет, что регистрация ОПО может проводиться только в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В предыдущей редакции правил регистрация ОПО могла проводиться на основании «других федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». В целом, такое уточнение позволит избежать неоднозначностей при трактовке понятия опасного производственного объекта.

Кроме того, был расширен и конкретизирован список организаций, наделенных правом регистрации ОПО. Если сейчас таким правом наделен Ростехнадзор, а также «другие органы власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов», то, с принятием новой редакции приказа, этот список будет расширен и уточнен. По новым правилам, право регистрации ОПО будет у Ростехнадзора, а также таким правом, в рамках подведомственности, будет наделено Министерство обороны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, Главное управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства и госкорпорация «Росатом».

В целом, проект приказа можно считать шагом вперед в области наведения порядка в области регистрации опасных производственных объектов. Однако хотелось бы добавить к проекту приказа ряд уточнений, которые могли бы оптимизировать деятельность в области регистрации ОПО.

Мы предлагаем в текстовой части приказа избегать ссылок на конкретные статьи и приложения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», они периодически меняются, и соответственно другие нормативные документы необходимо будет актуализировать постоянно.

То же самое касается приложения к проекту приказа «Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов».

Кроме того, некоторые ссылки в приложении вызывают вопросы. В частности, канатные дороги отнесены к третьему классу опасности, а в случае нахождения их на особо охраняемых территориях (а они чаще всего там и находятся) – ОПО II класса опасности, декларируемый объект!!!. Аналогичную претензию можно предъявить к пункту, касающегося сетей газораспределения и газопотребления – могут быть и ОПО I класса.

Отнесение объектов к конкретным классам опасности

Есть и более серьезные неточности. В разделе 4 Приложения «Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса»:

  • п. 4.1 не соответствует 116 ФЗ 116 (II, III, IV – классы опасности согласно приложению 2 п. 3);

  • п. 4.2 не соответствует 116 ФЗ  (II, III, IV – классы опасности согласно приложению 2 п. 3). Учитывая то,  что месторождения с содержанием сернистого водорода единицы – и они не находятся в особо охраняемых зонах нет необходимости указывать для них ОПО  I класса. В тоже время, как квалифицировать мобильные  парогенераторные установки (на шасси автомобиля с дистанционным пунктом управления), которые широко используются на месторождениях и имеют рабочее давление более 1,6 мегапаскаля и рабочую температуру более 250⁰С?  К какому классу относить систему газопотребления для подачи природного  газа к  котельным вахтовых поселков, путевых подогревателей нефти, если основные объекты нефтегазодобычи ОПО IV класса?;

  • п. 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 4.11, 4.14,  не соответствует 116 ФЗ 116 (II, III, IV – классы опасности согласно приложению 2. П. 3);

Определение, данное для сети газопотребления в разделе 11 Приложения «Опасные производственные объекты сетей газораспределения и газопотребления и сжиженных углеводородных газов» в сноске №34 дает основание отнести к третьему классу опасности практически все котельные, кафе, рестораны, минигостиницы, вахтовые поселки (это сотни тысяч, а может и миллионы объектов). Это лицензируемая деятельность, но, в подавляющем большинстве случаев, рабочее давление газа составляет 0,005 МПа (под крышкой чайника давление пара на порядок выше), что автоматически относит все объекты такого рода к третьему классу опасности.

 

Получается абсурдная ситуация - объекты газодобычи, где за год проходят миллиарды кубических метров (миллионы тонн) природного газа, с давлением природного газа  свыше 1,2 МПа – относятся к четвертому классу опасности, а палатка с «шаурмой» подключенная к системе природного газа относится к третьему классу, в особо охраняемых территориях – II класса опасности. Таким образом, мы считаем, что необходимо пересмотреть подход к системе газопотребления только по признаку давления. К  системе газопотребления необходимо относить объекты транспортирующие более 1 тонны горючих газов и давлением более 0,7 МПа.

В приложении № 2,  116 ФЗ п.4 к ОПО II класса опасности формально можно отнести системы газопотребления сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа – то есть коммерческий автотранспорт работающий на сжиженном углеводородном газе, а использование его на землях особо охраняемых природных территорий – к ОПО первого класса опасности.

Выводы

В целом, мы считаем, что новая редакция правил регистрации опасных производственных объектов позволит устранить неоднозначность трактовок, присутствующую в действующей редакции правил. При этом следует более гибко подойти к признакам отнесения объектов к определенным классам опасности – как мы показали выше, это достаточно актуальная проблема, которую новая редакция правил пока что не решает.

Вместе с тем, мы полагаем, что в дальнейшем, при обсуждении проекта приказа с экспертным сообществом, указанные недостатки будут устранены.

Пожалуйста заполните обязательные поля.
Ошибка отправки формы. Попробуйте еще раз.
Спасибо, ждите звонка.
Loading